Система выпуска отработавших газов автобуса ПАЗ-32053

Система выпуска отработавших газов автобуса ПАЗ-32053

Система выпуска отработавших газов (сокр. ОГ) состоит из глушителя 8 (рис. 3-16), катализатора 5, приёмных 1, промежуточной 7 и выхлопной 9 труб. Приёмные трубы через прокладку соединяются с выпускным коллектором двигателя.

катализатор (рис. 3-17)предназначен для снижения содержания токсичных веществ в ОГ. катализатор состоит из реактора 1, защитного экрана 6 и конусов 2 (3) с входным 4 и выходным 5 патрубками. При работе катализатора ОГ через впуской патрубок поступают к реактору. В продольных каналах каталитических блоков реактора, происходит процесс дожигания продуктов неполного сгорания топлива. Активными компонентами катализатора являются металлы платиновой группы. Катализатор, применяемый в катализаторе, обеспечивает эффективность очистки по СО и СН не менее 85 % при температуре 250 0С.

При эксплуатации и техническом обслуживании не допускается попадание легковоспламеняющихся жидкостей на прогретый корпус катализатора.

Для обеспечения работоспособности катализатора и высокой эффективности очистки ОГ необходимо применять неэтилированный бензин, при этом топливная аппаратура и система зажигания двигателя должны быть тщательно проверены и отрегулированы.

Внимание! Категорически запрещается эксплуатация автобуса с такими неисправностями как: нарушение порядка работы цилиндров; не работает одна (или более) свечей зажигания; неисправна система зажигания; неисправности карбюратора, приводящие к образованию переобогащенной смеси. Указанные неисправности могут привести к повышению температуры в корпусе катализатора и выходу катализатора из строя.

Срок гарантии на катализатор - 1 год или 25 000 км пробега. Ресурс катализатора - 160000 км пробега или 4000 моточасов работы двигателя. Допускается 25 %-ое снижение эффективности очистки в процессе эксплуатации после прохождения 70 % ресурса.

Сигнализатор аварийного состояния (САС) катализатора предназначен для обеспечения функций безопасности и поддержания в исправном состоянии катализатора. САС контролирует температуру отработавших газов на выходе из катализатора и формирует сигнал о превышении порога предельной температуры для немедленного принятия мер по поиску и устранению причин перегрева катализатора.

В состав САС входит:

- указатель температуры (блок сигнализации) катализатора. Указатель расположен около правого нижнего угла панели щитка приборов.

- термодатчик - расположен на трубе отходящей от катализатора.

- две контрольных лампы на щитке приборов (поз. 43 и 44 на рис. 2-4)

Указатель температуры имеет постоянную заводскую настройку.

Внимание! Запрещается изменять настройку указателя температуры катализатора.

Внимание! Движение автобуса при наличии светового (красного) сигнала (наличие сигнала более (3...4) минут) запрещается, так как это приведет к отказу катализатора (его сгоранию) и может стать причиной возгорания автобуса.

Предельно допустимая рабочая температура катализатора - (570...600) 0С. При достижении этой температуры срабатывает датчик САС и загорается лампа сигнализатора красного цвета, сообщая о перегреве катализатора.

При загорании лампы сигнализатора красного цвета водителю следует, не прекращая движения, "продуть" выхлопную систему двигателя. Для этого нужно при отключенной коробке передач медленно нажать на педаль управления подачей топлива и удерживать её в этом положении в течение (3.5) секунд. Если после этого:

а) лампа гаснет, то срабатывание САС является случайным и можно продолжать движение автобуса;

б) лампа не гаснет, то нужно остановить автобус, определить и устранить причину повышения температуры катализатора.
Причиной перегрева катализатора может стать: использование этилированного бензина; отказ свечей зажигания, неисправность системы зажигания, неисправность карбюратора (переобогащение горючей смеси), неисправность (негерметичность) выхлопной системы.

Обрыв провода термодатчика может также вызвать срабатывание сигнализатора.

Для проверки работоспособности САС нужно отсоединить от указателя температуры (блока сигнализации) провод "+" или "-" термодатчика. В этом случае должна загореться красная сигнальная лампа.

 

 Рис. 3-16 Система выпуска ОГ
1, 2- трубы приёмные правая и левая; 3- труба приёмная промежуточная; 4- датчик кислорода; 5- катализатор; 6- датчик системы САС; 7- труба промежуточная; 8- глушитель; 9- труба выхлопная; 10- щиток защитный

Рис. 3-17 Схема катализатора
1- реактор; 2,3- конусы; 4- впускной патрубок; 5- выпускной патрубок; 6- защитный экран; Б и В- камеры

Переработка катализаторов «Katalizator Group»

Система выпуска отработавших газов автобуса ПАЗ-32053
«Katalizator Group»